Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество отставаний в развитии: не сформирована речь, память, мышление. Отстают и в эмоциональном уровне. Для развития предлагаются Кинезиологические упражнения.
Кинезиологические упражнения — это определенный комплекс движений, который усиливает межполушарные связи. Данные упражнения важны практически для людей всех возрастов, но особенно для детей, имеющих отставания в речевом или общем развитии, гиперактивных детей, детей с расстройствами психики и т. д. Дети, которые систематически выполняют такого рода движения, лучше концентрируются, становятся более сообразительными, энергичными, у них улучшаются речевые и двигательные навыки, они начинают контролировать негативное поведение, раздражительность, возбудимость и низкую произвольность.
Существуют различные виды таких упражнений:
Растяжки — Дыхательные упражнения — Телесные упражнения — Глазодвигательные упражнения — Упражнения на развитие мелкой моторики — Массаж ушных раковин — Релаксирующие упражнения
Каждый вид выполняет свою роль и по-особому воздействует на организм. Растяжки способствуют нормализации гипотонуса и гипертонуса. Дыхательные упражнения отвечают за развитие произвольности и самоконтроля, а также способствуют улучшению ритмики организма. Телесные упражнения направлены на снятие мышечных зажимов, неконтролируемых навязчивых движений и способствуют развитию прочных межполушарных связей. Глазодвигательные упражнения служат для развития координации движения глаз и языка, создают условия для расширения восприятия и улучшения поля зрения за счет формирования межполушарных связей. Упражнения на развитие мелкой моторики отвечают за формирование тонкой мускулатуры рук и способствуют созреванию речевых центров. Массаж ушных раковин или аурикулярный массаж регулирует мыслительную деятельность, он служит для развития внимания, повышения работоспособности. Упражнения для релаксации направлены на снятие напряжения и служат для расслабления.
Упражнения используются с детьми как здоровьесберегающие, во время динамических пауз.
Прищепки являются подручным средством для создания пальчикового театра. На прищепки наклеиваем изображение героев различных сказок и дети крепят их на указательный палец руки. Далее проигрывается сказка и использованием декораций или за ширмой.
Таким образом, работа с детьми при нетрадиционной коррекции становится динамичной, эмоциональной, приятной, неутомительной и увлекательной. Занятия становятся более интересными и разнообразными.
Благодаря использованию игр с прищепками дети с ограниченными возможностями намного легче и быстрее достигают следующих результатов и у них отлично развивается:
· мелкая моторика, а именно силы пальцев рук;
· пространственная ориентация;
· произвольное внимание, зрительная и слуховая память;
· конструктивное мышление;
· чувства ритма;
· формируются представления о сенсорных эталонах: цвете, форме, величине.
Синельная проволока – это удивительный материал для развития детей. Пушистая мягкая палочка привлекает разнообразием цветов. Она безопасна в работе, приятна на ощупь, легко гнется, хорошо держит форму. Это материал, который дает бесконечный простор для фантазии ребенка. Процесс работы с разноцветной проволокой сопровождается массой приятных ощущений, положительных эмоций и неисчерпаемым творческим вдохновением.
Уникальность этого материала заключается в следующем:
- простота использования;
- многообразие цветовой палитры;
- тактильно приятен для ребенка;
- позволяет осваивать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина);
- развитие воображения, мышления, мелкой моторики;
- развитие синхронной работы рук;
- является толчком для развития речи.